Внушение в семейном воспитании

Внушение (суггестия). Это такой вид воздействия одного человека на другого (или на целую группу), при котором у другого человека (реципиента) помимо его воли и желания возникают мысли и чувства, желания и настроения, которые пытался вызвать внушающий человек (индуктор). В семейном воспитании внушение как вид воздействия имеет очень большое значение, потому что детей отличает более высокая внушаемость психическая податливость воздействиям других людей; они легко заражаются определенным настроением, чувством, желанием.
Это связано не только с наивностью и доверчивостью, отсутствием жизненного опыта, но и с особенностями психики ребенка большей ролью воображения, чем логического мышления. Когда взрослый произносит какое-то слово (например, змея), то у ребенка (если он знает это слово) возникает в сознании яркий образ змеи почти такой, как если бы ребенок видел реальную змею. Если взрослый произносит это слово с угрожающей интонацией в голосе, то ребенок может испытать почти настоящий панический страх. С двух-трех раз у ребенка-дошкольника может развиться настоящая фобия автоматическая, непроизвольная реакция испуга при виде или при одном упоминании змеи.

Некоторые взрослые, пытаясь как-то сладить с непоседливым, активным ребенком, используют его внушаемость и прибегают к запугиванию каким-нибудь колдуном (который придет и заберет непослушного мальчика или девочку), чудищем и т.п. Казалось бы, цель достигнута ребенок перестал шалить, но хрупкая психика ребенка оказывается травмированной появляются ночные страхи, дурные сны, ребенок вдруг может начать заикаться, появляется недержание мочи во время сна и т.п. Внушением можно пользоваться, но умеренно, сочетая этот вид воздействия с разъяснением, развивающим у детей восприимчивость к логической аргументации (шуметь сейчас нельзя, потому что у мамы болит голова).
Внушение может быть не только отрицательным направленным на предотвращение какой-то активности ребенка. Оно может быть и поощряющим. Если взрослый хвалит, подбадривает ребенка даже в тех случаях, когда у него ничего не получается на первых этапах обучения какому-нибудь делу (завязывание шнурков или чтение по складам), то он внушает ребенку уверенность в своих силах и готовность проявить настойчивость и справиться с трудностями. Ребенку нетрудно внушить, что он сильный, смелый, ловкий, быстрый.

Часто мы сами родители в суете забываем о внушаемости ребенка. Устав от его проказ, начинаем сетовать и отчитывать его, навешивая ярлыки: ты неряха, ты лентяй, ты грубиян. И происходит против нашего желания внушение с негативным эффектом: ребенок начинает думать про себя я неряха, я лентяй, я грубиян. Конечно, пользуясь такой податливостью психики ребенка, лучше внушать ему позитивные оценки, которые быстро превращаются в его самооценки. Так можно вызвать у него добрые чувства: Петенька, дай этому мальчику игрушку поиграть, ты же добрый, тебе же приятно, что мальчику тоже нравится твоя игрушка. Но даже позитивное внушение не может быть единственным видом воздействия. Воспитанная только на внушающем воздействии психика человека оказывается неполноценной. Такой человек не имеет своего мнения, легко подвергается любому влиянию (в том числе дурному). Он становится конформистом. Нужно прививать ребенку способность к самостоятельной оценке своего поведения, самостоятельным решениям на основе собственных целей и собственных желаний.

ANUTKINA.INFO

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Confirm that you are not a bot - select a man with raised hand: